Казахстан — сырьевая страна. Многие достижения республики связаны с удачным четырнадцатилетием (2000-2014 гг). Когда для Казахстана совпали времена благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры вкупе с относительно умеренной конкуренцией среди мировых акторов, сформировался консенсус большинства стран – экономическое сотрудничество и развитие. Именно в это время страна экономически активно развивалась. Источник этого развития – энергетика. Посредством своего вклада Казахстана в обеспечение мировой и региональной энергетической безопасности, обеспечивался приток огромной валютной выручки создавая профицит республиканского бюджета. Эта формула работала до 2015 года. Конечно, и сейчас по итогам 2019 года, 4% роста ВВП выглядят лучше экономических показателей РФ но все же меньше экономического показателя Узбекистана 6%.
Многие наши стратегии развития писались до 2015 года. Многие государственные органы руководствуются документами времен экономического благополучия, однако, современные вызовы, международная неопределенность вызванная недееспособностью международных организации (ВТО, ООН) вносит свою реальность. Чем больше не будут учтены факторы внешнего воздействия, тем дороже и по временным промежуткам придется из этих кризисов выходить.
Преувеличенные представления об экономической мощи, времен бурного развития, слава регионального лидера, упрощенное видение проблем, – все это туманит головы, заставляя того, кто должен сберегать силы и быть осторожным на длинных дистанциях, бросаться вперед, как будто его мощь и влияние безграничны. Отсутствие энергетической внешней политики, личные амбиции людей, принимающих решения в отраслях энергетики, способны довести напряжение слабой или даже растущей экономики до предела, вызвав ее быстрое разрушение, тем более в развивающихся странах, имеющих сильную зависимость от цен на энергоресурсы. Какая экономическая реальность Казахстана и какую внешнюю политику в связи с этой реальностью должен создавать Казахстан?
Хорошая новость — богатая обеспеченность ресурсами. Прежде всего углеводороды. Много еще предстоит доразведать, открыть, просчитать экономику. Государству необходимо объяснять, что само обладание ресурсами не делает автоматически всех богатыми. Разведка, бурение, доставка до мировых и азиатских энергетических рынков требует колоссальной напряженности, огромных финансовых вложений. Обладать калькуляторным подходом недобытых ресурсов, скатывание в откровенный популизм — контрпродуктивны. Примеров этому явлению в мире много.
Богатая обеспеченность ресурсами позволяет надеяться достичь полной энергетической безопасности страны в будущем. Инструментом послужит прагматичная энергетическая политика Казахстана. Вопрос, продолжит ли Казахстан свой вклад в мировую, региональную энергетическую безопасность или решит вопросы собственной энергетической безопасности? В первом случае, возможно, будет рост бюджета, приоритет собственной энергетической безопасности может быть рассмотрен в отдаленном отрезке, как следствие, сползание к социальной дестабилизации в будущем, во втором же случае, полностью улучшается социальная архитектура страны, появление природного, сжиженного углеводородного газа, производство собственного зимнего арктического дизельного топлива в балансе потребления меняет многое, снижается уровень наблюдаемого в последнее время протестного потенциала населения. Энергетическая безопасность – комплексное явление в более широком понимании. При ее достижении мы увидим выход на устойчивую, долгосрочную траекторию роста в 6–8%. Экономический рост- менее сырьевой. Уверенный рост доли среднего и малого бизнеса в ВВП, производительности труда, реальных доходов, открытие новых производств, выполнение обязательств Парижского соглашения по постепенному снижению использования угля.
Республика Казахстан глубоко интегрирована в международные энергетические рынки и является их важным участником. Вместе с тем ее энергетический потенциал остается во многом нераскрытым, как с точки развития внутренних энергетических рынков, так и реализации инфраструктурной роли республики в международной торговле, финансовом и инвестиционном сотрудничестве.
Истощаемость ресурсной базы Европы заставляет Евросоюз находить внешних поставщиков энергоресурсов. В настоящее время обеспечение энергетической безопасности становится долгосрочной стратегической задачей. Основные приоритеты ЕС направлены на диверсификацию поставок энергоресурсов. Основным рынком сбыта, традиционно являются страны Европы. Однако, в настоящее время растет количество внерегиональных поставщиков нефти в с этой связи Казахстану очень важно сохранить конкурентоспособность ресурсов на европейском рынке, обеспечить долгосрочные договоренности и надежные условия транзита энергоресурсов в Европу. Здесь стоит перейти к энергетической дипломатии и дать ей определение.
Энергетическая дипломатия, рассматривается, в контексте корня «дипломатия». Точнее, энергетическая дипломатия является инструментом проведения внешней политики, средством достижения целей в международных отношениях в энергетической сфере. Сейчас это направление активно используется как существенное направление внешнеполитической деятельности, направленное для установления нормальных межгосударственных отношений в энергетическом секторе.
Нужно отметить, что, субьектами энергетической дипломатии порой могут выступать не только государства. Крупнейшие транснациональные корпорации, обладают всеми навыками, аппаратом лоббирования, пиар ведомствами, делают попытки управлять общественным мнением, нередко достигают успехов на международной энергетической арене.
Казахстан имеет опыт в проведении дипломатической работы, проводит мирную открытую внешнюю политику, слывет интегратором и миротворцем, поддерживает международные инициативы по сохранению мировой стратегической безопасности. На этом поприще наработан определенный багаж и опыт. Политика, как известно, в афоризме, искусство возможного.
Принимая во внимание сырьевую направленность, зависимость республиканского бюджета от энергетического сектора, имеются предпосылки для использования энергетической дипломатии. Внимание при этом, прежде всего, необходимо уделить не прогнозу количественных показателей развития мировой энергетики, а исследованию качественных изменений в его развитии и взаимодействии с социумом в контексте их воздействия на международные отношения и энергетическую дипломатию.
Энергетический фактор, несомненно, играет важную роль во внешней политике и дипломатии всех государств. Для постановки задач, целей в проводимой внешней энергетической политике рассматриваются: изменение геополитического баланса сил в мире в результате «энергетического перехода», перераспределение торговых, инвестиционных и миграционных потоков, риски и возможности, связанные с трансфером энергетических технологий, перспективы развития существующих и возникновения новых геополитических конфликтов, влияние указанных процессов на международное положение Республики Казахстан.
Местом реализации энергетической дипломатии логичнее видится центрально-азиатский регион и РФ, в вопросах транзитных аспектов энергетической дипломатии. Рациональные подходы в сотрудничестве со странами, где может возникнуть кооперация, невозможна без учета стратегии развития стран партнеров Казахстана. Предстоит огромная аналитическая работа по изучению коридоров возможностей и постановки целей, стыковки внутренней стратегии развития энергетики с внешней новой нарождающейся энергетической дипломатией. Казахстан должен будет проводить очень деликатную политику в отношении стран, выбранных партнерами в энергетике, проявляя максимальное уважение к их суверенитетам и экономическим интересам. Культурная близость, общая история, должны быть рассмотрены как инструменты внешней политики, идущие в авангарде коммуникации со странами ЦА. Немаловажным видится, наличие в стране квалифицированных кадров, способных, проводить энергетическую дипломатию, поднять уровень образованности послов Казахстана, их осведомленность событиями в мировой геоэнергетике и геоэкономике.
Отличной иллюстрацией энергетической дипломатии являет собой поддержка инициативы ОПЕК+. Как страна наблюдатель, политически, Казахстан поддержал ОПЕК в этом вопросе и также взял обещание по ограничению несущественной для нас поставок энергоресурсов на мировой рынок. Трудно представить, если соглашение ОПЕК+ не был вовремя принят заинтересованными сторонами, где лидер ОПЕК Саудовская Аравия и РФ, кстати, страна, не входящая в картель, не приняли меры по сокращению добычи нефти. Сколько стоил бы сейчас баррель нефти? Соглашение, по сути, спасло добывающие углеводороды страны от финансового краха, катастрофического падения цены на нефть.
Китай, могучий экономический сосед и в то же время огромный рынок сбыта энергоресурсов. В заявленной им стратегии по улучшению экологической обстановки, акцент сделан на уменьшении потребления угля, что означает большее потребление нефти и газа. Россия, Узбекистан, Казахстан и Туркмения вносят огромный вклад в обеспечение энергетической безопасности Китая поставками нефти и газа.
Здесь ситуация также как с ЕС и ОПЕК, есть интересы покупателя нефти, интересы продавца. Все страны поставщики энергоресурсов заинтересованы в извлечении большей прибыли. Наблюдаются огромные перспективы по координации действий продавцами энергоносителей. Основными партнерами могли бы выступить Казахстан и Узбекистан, здесь их стратегические интересы совпадают.
В ряде стран этих регионов Казахстан, например в Турции, Азербайджане, благодаря прагматизму в сочетании с дипломатическим мастерством, обеспечил большое уважение к себе.
Казахстану нужно пробовать достигнуть определенных целей в регионе а при очевидности ожидаемых результатов, пытаться проводить внешнюю энергетическую политику, действовать прагматично и вне своего региона, фокус направить на сотрудничество со странами АТР, Южной Кореей, Индией, Японией, диверсифицируя покупателей своих ресурсов.
Казахстану нужно модернизировать страну, выстроить современную инфраструктуру, обеспечить трансферт технологий. На это нужны огромные финансовые вливания. Проведя прагматичную энергетическую политику внутри, ведущую к росту добычи всех видов энергоресурсов и тонкую энергетическую дипломатию за ее пределами, Казахстан таки займет достойное место среди развитых стран мира а возможно и войдет в мировую тридцадку.
Абилдаев Алмаз,
Политолог, PhD,
отраслевой эксперт по энергетике
Источник:
Журнал «Petroleum», февраль 2020 года (брошюра со статьей)