Меня зовут София Жылкайдарова, я управляющий партнер Юридической фирмы «SIGNUM». Также я вхожу в Наблюдательный Совет Палаты KazBar и возглавляю комитет Палаты KazBar по поддержке женщин-юристов «Women in Law». Главной задачей данного комитета является повышение осведомленности юридической общественности в вопросе поддержки женщин-юристов и помощь последним в их карьерном росте и развитии. Чтобы снять вопросы скептически настроенных читателей, хочу сразу отметить, что наш комитет – это не феминистическое сообщество, членство в нем не зависит от пола, а его создание было вызвано следующими причинами.
Как известно, Всемирный экономический форум (ВЭФ) ежегодно проводит глобальное исследование под названием «Индекс гендерного разрыва» (The Global Gender Gap Report), изучая прогресс стран мира в отношении гендерного равенства и составляя соответствующий рейтинг по таким тематическим аспектам, как экономическое участие и карьерные возможности, уровень образования, уровень здоровья и продолжительность жизни, политические права и возможности.
В 2020 году в указанном рейтинге Казахстан занял 72 место среди 153 стран, хотя в 2007 году мы были на двадцать пунктов выше и занимали 32 строчку. Увы, но за 13 лет Казахстан потерял позиции практически во всех исследуемых маркерах, а особенно – в сфере экономического участия и карьерных возможностей. Более того, исследование ВЭФ впервые в истории подсчета Индекса гендерного разрыва показало ухудшение ситуации с гендерным равенством вообще по всему миру. Следовательно, если мы не предпримем никаких мер сейчас, то разрыв между женщинами и мужчинами будет продолжать увеличиваться.
Мировое сообщество признало, что проблема неравенства полов и по сей день остается актуальной даже среди высокоразвитых стран мира. Главным образом речь идет о равном доступе мужчин и женщин к профессии и об одинаковой оплате их труда. Не секрет, что представительство женщин в таких сферах, как информационные технологии, политика и наука составляет небольшой процент. В юриспруденции ситуация немного лучше, но все еще очень далека от идеала.
Так, в отечественном юридическом бизнесе и в государственных правоохранительных и судебных органах до сих пор прослеживается большая разница в соотношении женщин и мужчин. К сожалению, прослеживается тенденция активного деления трудоемкой работы с женщинами, но не лидерства и управления органами или бизнесом. В связи с этим, возможности карьерного роста у казахстанских женщин-юристов остаются ограниченными. В то же время, во многих западных странах давно введены специальные квоты на обязательное присутствие женщин в руководстве компаний (в том числе юридических) и в государственных органах. Как показывает практика, подобные правила квотирования вписались, например, в рынок юридических услуг весьма органично.
Соотношение мужчин и женщин в юридическом сообществе за последние годы почти не изменилось. Наибольшая доля женщин по-прежнему представлена в других отраслях, а именно – в маркетинге, HR- и PR-менеджменте, бухгалтерии, секретариате. Такая тенденция сформирована очередным мифом, будто юридическая работа эмоциональным по натуре женщинам дается нелегко из-за того, что, например, среднестатистическому юристу постоянно приходится помногу часов кропотливо трудиться в офисе, часто переключаясь с одного задания на другое, обрабатывать огромное количество информации и документов, составлять заключения, встречаться с разного рода клиентами, ходить в суды и доказывать там свою правоту, отвечать на письма и т.д. Однако, многие забывают, что современные женщины являются мультизадачными от природы. Многие женщины наравне с выполнением семейных задач успевают строить свою карьеру. Чем это не работа в режиме многозадачности? Этот сугубо женский навык помогает женщинам-юристам в их профессии. И разве таким женщинам, которые, работая юристами, выполняют еще и функции матери, не нужна наша поддержка? Ответы на данные вопросы, по-моему, очевидны.
Кроме того, неоспоримыми плюсами женщины-юриста, выгодно выделяющими ее среди коллег мужского пола, выступают эмпатия, умение слушать, а также способность вызывать доверие у клиента. Развивать изложенную мысль можно довольно долго, но моей целью как женщины-юриста и руководителя комитета «Women in Law», повторюсь, является не сравнение профессиональных качеств женщин и мужчин, а формирование общественного знания о потенциале женщин-юристов. Лично я не разделяю профессию на «мужскую» и «женскую», я лишь против гендерных стереотипов и любых форм дискриминации. На мой взгляд, успешность в юридическом бизнесе и на рынке труда должна обеспечиваться исключительно характеристиками конкретной личности, независимо от пола, а также ее деятельностью и отношением к результату своей работы. Для меня главный критерий – это не пол человека, а его профессионализм.
В поддержку вышесказанного и с целью повышения осведомленности юридической общественности в вопросе поддержки женщин-юристов, приглашаем всех желающих членов Палаты KazBar присоединиться к Комитету «Women in Law», для обсуждения и разрешения гендерных вопросов в сфере юриспруденции. Просим для этого написать Айгерим Койшибаевой a.koishibayeva@kazbar.org.kz для включения Вас в наш Комитет!
Также для более подробной информации, Вы можете ознакомиться с интервью Комитета «Women in law»!
С уважением,
София Жылкайдарова
Председатель Комитета Палаты KazBar «Women in Law»
Член Наблюдательный Совет Палаты KazBar