Председатель Верховного Суда Жакип Асанов провел очередное 8-е заседание Международного совета.
В его работе приняли участие председатели судебных коллегий и судьи Верховного Суда, представители Генеральной прокуратуры, министерств юстиции и финансов, Агентства по противодействию коррупции и Академии правосудия.
Выступая, Ж.Асанов кратко проинформировал о произошедних в судебной системе изменениях. Так, в результате ужесточения отбора кандидатов сейчас судьей становится лишь каждый 25-й претендент (раньше – каждый 4-й). Аттестацию по новой методике с октября уже прошли 231 судья. 9 – уволены, столько же – переведены в другой суд. За 2 года аттестацию пройдут 80% всех судей. Новый формат судебных актов сделал их понятнее. Кроме того, судьи стали разъяснять суть решения после его оглашения. На формирование единой судебной практики направлена разработка специальной IT-программы по выявлению аномальных судебных актов. Речь также шла о работе центров приема граждан в ВС и регионах, 47 центров внесудебного примирения, 118 судей-примирителей, семейных и ночных судах, фронт-офисах.
На повестке дня для обсуждения представлены две темы, требующие изучения с учетом лучших международных практик – формирование ставок госпошлины в судах и внедрение эффективных инструментов в уголовное антикоррупционное законодательство.
Ж.Асанов, представляя первую тему, призвал участников заседания найти разумный баланс между доступностью правосудия и растущей нагрузкой в судах. В небольших размерах госпошлин по делам усматривается одна из причин роста исков, в том числе от недобросовестных юристов. Отсюда не в полной мере работают институты примирения, люди не заинтересованы обращаться к нотариусу за исполнительной надписью. Дешевле обратиться в суд, чем к медиатору, арбитру или нотариусу. Приведены такие цифры: затрата на одно дело о расторжении брака в суде – 15 000 тенге, госпошлина – 757. Налицо несоразмерность затратам государства.
По мнению члена Международного совета, академика НАН РК, профессора Майдана Сулейменова, размер судебной пошлины не зависит от сложности судопроизводства в отличие от издержек, конечный объем которых и может подсказать, во сколько же действительно «обошлось» рассматриваемое дело. По мнению спикера, низкий размер госпошлины не стимулирует мирное урегулирование споров и использование альтернативных способов защиты права. «Отсутствие угрозы взыскания в случае проигрыша значительных судебных расходов по госпошлине не способствует воспрепятствованию заведомо необоснованных обращений в суд за защитой и злоупотребления правами», – считает академик. Примечательным он назвал опыт Бельгии и Финляндии, где судебная пошлина уплачивается по его окончанию процесса и размер его зависит от стадии, на которой завершилось судопроизводство.
По словам судьи ВС Ирины Калашниковой, в 2018 году судами республики рассмотрено 871 356 гражданских дел, по ним оплачена госпошлина более 9 миллиардов тенге, тогда как на судопроизводство было выделено 34 919,2 млн. тенге. Расторжение почти половины всех заключенных браков в республике свидетельствует о достаточно простом порядке этой судебной процедуры. Беспрепятственному обращению в суд способствует размер госпошлины, взимаемой при подаче такого иска – 758 тенге (0,3 МРП). В Беларуси по таким делам госпошлина – 4 базовых величины (19 217 тенге), в Англии и Уэльсе – 550 фунтов стерлингов. И.Калашникова предложила для повышения ответственного отношения к браку, институту семьи и снижению разводов увеличить ставку госпошлины до 5 МРП (12 625 тенге).
По обсуждаемой теме высказались регистратор и руководитель аппарата Суда МФЦА Кристофер Кэмпбелл-Холт, глава представительства GIZ в Казахстане, судья административного суда Берлин Йорг Пуделька, судья Палаты по уголовным делам Таллинского окружного суда и Надзорного Органа Eurojust (Нидерланды) Павел Гончаров и Председатель Палаты юридических консультантов “Kazakhstan Bar Association” Жумагельды Елюбаев и член Правления Айгуль Кенжебаева, директор филиала компании «Бейкер и Маккензи – Си-Ай-Эс Лимитед», секретарь правления Ассоциации «Казахстанский Совет иностранных инвесторов» Куртис Мастерс и ректор Академии правосудия Зауреш Баймолдина.
Ж.Асанов, назвав предложения заслуживающими внимания, отметил, что все материалы будут обобщены и вынесены на обсуждение пленарного заседания ВС для последующей разработки соответствующего законопроекта.
Выступая по второму вопросу, руководитель исследования проблем уголовного судопроизводства Научного центра исследования проблем правосудия Российского государственного университета правосудия Оксана Качалова обратила внимание на необходимость определения перечня коррупционных правонарушений, расширения самого понятия «коррупция», рассмотрение ответственности за согласие и обещание в получении взятки и условий освобождения от уголовной ответственности за такие деяния и др.
Председатель судебной коллегии по уголовным делам ВС А.Жукенов, П.Гончаров, Ж.Елюбаев, К.Мастерс и К.Кэмпбелл-Холт высказались о необходимости внедрения эффективных инструментов антикоррупционного законодательства во все отрасли права, не ограничиваясь только уголовным законом.
Ж.Асанов по окончанию обсуждения поручил рабочей группе после доработки, опубликовать Рекомендации на сайте ВС и направить в соответствующие структуры для реализации.
В завершение работы Ж.Асанов, К.Мастерс и О.Качалова выразили удовлетворение работой Международного Совета, назвав состоявшееся обсуждение конструктивным.