Республиканское общественное объединение «Коллегия коммерческих юристов «Kazakhstan Bar Association»

на основе добровольного членства с обязательным выполнением определенных требований, направленных на повышение качества оказываемых юридических услуг

ПОЗИЦИЯ КОЛЛЕГИИ КОММЕРЧЕСКИХ ЮРИСТОВ KAZAKHSTAN BAR ASSOCIATION (КазБар) в отношении проекта Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» (далее – «Законопроект»)

Лого КазБарНижеизложенная позиция КазБар в отношении проекта Закона РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» (далее – «Законопроект») основана на замечаниях и предложениях, поступивших от членов КазБар, и утверждена его Управляющим Советом.  Позиция изложена в обобщенном кратком виде в форме тезисов по наиболее ключевым и принципиальным вопросам.

Законопроект призван произвести правовую реформу в области оказания правовой помощи и юридических услуг. В целом КазБар приветствует проведение реформы в этой сфере.  При наличии законодательного регулирования деятельности адвокатуры, назрела объективная необходимость и потребность законодательного регулирования деятельности юристов, осуществляющих профессиональную юридическую деятельность в коммерческой сфере в целях должной защиты инвестиционной и предпринимательской деятельности в стране, обеспечения профессионального представительства в судах, что в свою очередь должно способствовать повышению инвестиционной привлекательности и развитию экономики Казахстана.

Наряду с его положительными качествами, Законопроект имеет и ряд существенных недостатков. Мы это связываем с тем, что в проведении реформ не задействованы в полной мере интеллектуальные ресурсы и профессиональное юридическое сообщество. Законопроект разработан Министерством юстиции в ускоренном порядке, и претерпел только небольшие изменения в процессе обсуждения в Рабочей группе.  Практически не учтены мнения саморегулируемых организаций юристов, в том числе, позиция КазБар и Республиканской коллегии адвокатов, а также мнения неорганизованных частнопрактикующих юристов.

Положительные аспекты Законопроекта  

  • Прогрессивная цель — повышение качества и доступности юридических услуг на рынке путем установления требований к деятельности юристов и адвокатов, стандартов и критериев доступа к юридической практике.
  • Впервые в практике наблюдается стремление охватить регулированием не только адвокатов, но и других субъектов рынка юридических услуг, что является необходимым и справедливым для установления профессиональной ответственности для всех практикующих юристов и адвокатов перед потребителями юридических услуг и общества в целом;
  • Применение мер защиты материальных/имущественных интересов потребителей юридических услуг путем установления обязательного страхования рисков профессиональных нарушений и убытков для субъектов рынка юридических услуг, что также отвечает международной практике;
  • Установление требований по применению и соответствию стандартам оказания юридических услуг и этического поведения при осуществлении профессиональной деятельности на рынке юридических услуг всеми субъектами.

Существенные недостатки Законопроекта 

  • Необходимо отличать «правовую помощь» от «юридической услуги» и, как следствие, изменить название Законопроекта на Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридических услугах», что позволяет на институциональном уровне сохранить адвокатуру, как профессиональную организацию адвокатов, оказывающих правовую помощь, а также отразить суть понятия «юридические услуги», предоставляемые коммерческими юристами.
  • Законопроект по своему содержанию и характеру в большей степени регулирует адвокатскую деятельность. Важная роль коммерческих юристов в функционировании юридического рынка в Казахстане должна быть отражена в равной степени с адвокатской деятельностью.
  • Регулирование юридической профессии должно проводиться путем законодательного установления общих единых стандартов юридической профессии, которым должны следовать все юристы и саморегулируемые организации юристов. Законопроект должен в качестве одной из первых глав включить главу с положениями о стандартах профессиональной деятельности юристов и требование об обязательном следовании этическим нормам. Такие стандарты должны соответствовать общепринятым в международной практике. Только путем установления единых стандартов и механизма их исполнения государство сможет обеспечить обществу необходимый уровень правовой помощи и юридических услуг.
  • В условиях множественности палат юридических консультантов, предусмотренной Законопроектом, предоставление палатам права самим устанавливать стандарты профессиональной деятельности может привести к существенному разнобою в подходах к этим стандартам, и потребители услуг не получат гарантий качества, даже если конкретный юрист является членом палаты юридических консультантов. Это подрывает саму идею Законопроекта.
  • Адвокаты и юристы должны быть независимы. Необходимо исключить любые условия, допускающие возможность влияния на них при исполнении ими своих профессиональных обязанностей. Стандарты осуществления профессиональной деятельности и этические правила, установленные законом и саморегулируемыми организациями должны является основными регуляторами и средствами контроля над профессиональной деятельностью юристов.
  • Заложенные в Законопроект механизмы контроля деятельности палат юридических консультантов и коллегий адвокатов, юридических консультантов и адвокатов противоречат принципам независимости и саморегулирования. Объем компетенции уполномоченного органа по контролю и надзору за их деятельностью чрезмерно широки и нарушают принцип независимости субъектов юридического рынка. Государство не должно вмешиваться в деятельность юридического сообщества, особенно в деятельность отдельно взятого юриста по конкретным делам. Надо исключить из Законопроекта административно-командные методы воздействия на саморегулируемые профессиональные организации юристов.
  • Соблюдение юристами установленных стандартов и этических правил в сфере предоставления юридических услуг и юридической помощи должно обеспечиваться не административно-командными методами воздействия, а возможностью привлечения нарушителей к дисциплинарной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.
  • Необходимо установить строгие и высокие законодательные критерии для создания саморегулируемых профессиональных организаций юристов в целях обеспечения их способности к саморегулированию.
  • Требуют совершенствования нормы Законопроекта, регулирующие вопросы деятельности юридических фирм и аккредитации юридических лиц при палатах.
  • Вне регулирования остались корпоративные юристы. Необходимо устранить этот пробел с учетом особенностей их правового статуса.
  • В Законопроекте должно быть положение о том, что практиковать право в Казахстане могут только юристы с обязательным казахстанским юридическим образованием. Иностранные юристы могут практиковать в Казахстане только право той страны, где они допущены к практике. Такое положение будет соответствовать требованиям, вытекающим из Соглашения ВТО (WTO).
  • Законопроект включает в работу pro bono только работу с физическими лицами. Считаем необходимым включить сюда и работу с юридическими лицами, неправительственными, некоммерческими организациями по социально значимым проектам.  Коммерческие юристы, особенно работающие в юридических фирмах, на добровольной основе вносят значительный вклад в общественное развитие путем участия в юридическом сопровождении социально-значимых проектов  (например, комитет КазБара по защите животных).
  • Техника написания Законопроекта может быть и должна быть значительно улучшена, в том числе посредством расширения и углубления глоссария.

Предлагаем отложить принятие Законопроекта для его существенной доработки, согласования с юридической общественностью, разъяснения его целей, задач и содержания с тем, чтобы проводимая Законопроектом реформа была поддержана субъектами регулирования и всем обществом.

Дата: Октябрь 31, 2017