Республиканское общественное объединение «Коллегия коммерческих юристов «Kazakhstan Bar Association»

на основе добровольного членства с обязательным выполнением определенных требований, направленных на повышение качества оказываемых юридических услуг

Интервью с членом рабочей группы по проекту CIPE, членом Управляющего Совета Казбар, к.ю.н., директором юр. департамента Siemens Ольгой Сафоновой

olga safonova-Ольга, что такое АРВ, почему вашей группе стала интересна такая работа и как вы подготовлены к ней?

Анализ или оценка регуляторного воздействия (влияния), ОРВ / АРВ (англ. Impact Assessment, Regulatory Impact Assessment, Regulatory Impact Analysis, RIA, нем. Gesetzesfolgenabschätzung, GFA) — оценка социально-экономических последствий вводимого или введённого ранее государственного регулирования. Является разновидностью оценки программ и политик. В разных странах может существенно отличаться по охвату (видам оцениваемого регулирования), порядку проведения и методам анализа.

Основная роль АРВ заключается в отсеве необдуманных и нецелесообразных решений на этапе принятия того или иного нормативно-правового акта, оценке того, достигает ли регулирование поставленных целей, а также в оценке возможных последствий нового регулирования. Зачастую это осуществляется путём монетизации потенциальных издержек и выгод нового регулирования, а также оценки его сторонних эффектов.

В настоящее время АРВ понимается как часть института «умного регулирования» (smart regulation).

Основные этапы процедуры проведения АРВ можно представить следующим образом:

  1. Формулировка и описание проблемы;
  2. Обоснование необходимости проведения оценки;
  3. Постановка целей оценки;
  4. Описание возможных вариантов достижения поставленной цели;
  5. Анализ представленных альтернатив (в том числе с помощью анализа издержек и выгод);
  6. Консультации;
  7. Выводы и результаты, представление рекомендуемого варианта (альтернативы), рекомендации по предпочтительной альтернативе;
  8. Реализация выбранной альтернативы и последующий мониторинг;
  1. Основными отличиями проведения АРВ от широко распространённой в России практики финансово-экономического обоснования и технико-экономического обоснования нормативно-правовых актов являются:

А) анализ возможных альтернатив регулирующего воздействия, в том числе с помощью анализа издержек и выгод (п.5 процедуры)

Б) проведения публичных консультаций с группами лиц, на которых направлено регулирование, а также с прочими заинтересованными группами (п.6 процедуры).

Процедура оценки регулирующего воздействия постепенно внедряется в странах с переходной экономикой, в том числе — в большинстве стран СНГ (под разными названиями), например:

  • Украина — Анализ влияния регуляторного акта (АВРА);
  • Кыргызстан — Анализ регулятивного воздействия нормативных правовых актов;
  • Узбекистан — Система оценки воздействия актов законодательства (СОВАЗ);
  • Казахстан — Оценка социально-экономических последствий законов.

Наша группа экспертов из КазБара была создана в декабре 2016 г. по проекту CIPE для проведения АРВ в сфере законодательства РК по борьбе с коррупцией с внесением новых предложений по изменению текущего законодательства. В 2017 г. отчет был выполнен и направлен CIPE после проведения широкого обсуждения с общественностью РК в виде круглых столов, публикаций и проч. видов популяризации отчета.

Казбар публиковала информацию исполнительного директора Айгерим Койшибаевой об успехах круглого стола:

uyhu«20 апреля 2017 года прошёл круглый стол «Усовершенствование антикоррупционного законодательства Республики Казахстан», организованный РОО «Коллегия коммерческих юристов «Kazakhstan Bar Association» (КазБар), при поддержке Центра международного частного предпринимательства (CIPE), в рамках Плана нации, согласно 13-му шагу из «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» Президента Республики Казахстан.

Основной целью мероприятия было объединение представителей государства и бизнес-сектора для обсуждения предложений по улучшению законодательства и правоприменительной практики в области борьбы с коррупцией в Республике Казахстан, в том числе организация дискуссии по теме новых рекомендаций и возможных проблем с имплементацией законов, и путей их решения.

На круглом столе Рабочей группой был представлен отчёт «Усовершенствование антикоррупционного законодательства Республики Казахстан», резюмирующий результаты анализа законодательства и рекомендации по его улучшению. Данный отчёт будет направлен государственным органам и бизнес-сообществам.

Проведение анализа антикоррупционного законодательства РК и зарубежных стран позволило определить следующие основные направления исследований: коммерческий подкуп, криминализация предложения/обещания взятки, уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные преступления, этический кодекс государственных служащих, внутрикорпоративные программы соблюдения правил.

ssdfВ ходе круглого стола была озвучена статистика в сфере коррупции и коррумпированности участников государственного сектора. Было отмечено, что с годами количество коррупционных правонарушений, а также количество должностных лиц, привлекаемых к ответственности, тоже растет. Также рассматривались вопросы коммерческого подкупа и его влияния на практику ведения бизнеса. Кроме того, был рассмотрен психологический фактор получения взяток.

Продуктивная дискуссия показала заинтересованность в противодействии коррупции и представителей государства, и бизнес-сообщества. Участники круглого стола согласились с мнением, что коррупция является систематической проблемой, и, прежде чем вносить в законодательство меры, ужесточающие уголовную и административную ответственность за коррупционные правонарушения, необходимо бороться с причинами коррупции.

Круглый стол стал платформой для объединения представителей государственных органов, представителей неправительственных организаций, СМИ и, конечно же, бизнес-сообщества.

Напомним, что 1 мая 2016 года, КазБар и CIPE совместно запустили проект по разработке и реализации реформирования системы антикоррупционного законодательства Республики Казахстан. Проект реализован специально сформированной Рабочей группой, в состав которой вошли ведущие юристы-практики РК и ученые, профессионально занимающиеся правовыми вопросами борьбы с коррупцией: Ольга Сафонова, компания SIEMENS, Нурлан Шоланов, юридическая фирма Aequitas, Артур Утарбаев, юридическая фирма Dentons, Жанат Алиманов, Университет КИМЭП, София Жылкайдарова и Перизат Нурланкызы, юридическая фирма SIGNUM.

Проект организован силами КазБар при поддержке CIPE, ученых, практикующих юристов. Во избежание конфликтов интересов, присутствие государственных сил – минимально. Это позволило вывести исследования на независимый уровень».

В 2018 г. CIPE снова привлек КазБар к продолжению работы по АРВ, только принято решение по дополнительному обучению специалистов нашей рабочей группы. Будет проведено 4 тренинга –обучения с участием иностранных специалистов по АРВ из США, Кыргызстана и Украины. Итогом нашей работы в конце 2018 г. станет новый отчет АРВ законодательства в избранной сфере-отрасли. В настоящее время мы склоняемся к законодательству в сфере поддержки предпринимательства, нефти и газа, либо транспорта. Кроме того, большой интерес у нас вызывает АРВ нового закона в сфере регулирования юридической профессии.

Мы уже публиковали следующую официальную информацию о проекте от руководителя нашей группы Софии Жылкайдаровой:

«Мы рады сообщить, что Коллегия коммерческих юристов Казахстана «Kazakhstan Bar Association» (КазБар) приступает к работе по проекту «Improving AntiCorruption Legislation Phase II» (Усовершенствование антикоррупционного законодательства, II этап) сроком на один год. Этот проект будет реализован на основании договора с филиалом Торговой палаты США – Центром международного частного предпринимательства (CIPE). Основной целью данного проекта является укрепление законодательства о предпринимательстве посредством его анализа, выработки рекомендаций и установления диалога между частным и государственным секторами.

РЕАЛИЗАЦИЯ

Первая половина года нашей деятельности будет посвящена анализу нормативных правовых актов, влияющих на национальный частный сектор. CIPE будет проводить тренинг для участников рабочей группы, посвященный таким современным методам анализа законодательства, как: анализ регуляторного воздействия (АРВ), анализ законодательства на коррупциогенность. В ходе работы КазБар при поддержке CIPE будет проводить рабочие столы, по результатам которых будет составлен план действий по ключевым реформам для поддержки бизнеса. По завершении проекта участники рабочей группы представят бизнес сообществу, правительству и гражданскому обществу свой отчет и рекомендации.

ЧТО МЫ СДЕЛАЛИ?

На сегодняшний день мы составили план наших действий, сформировали предварительную рабочую группу в составе практикующих юристов, которая начинает работу по анализу влияющего на бизнес и коррупциогенность бюрократических структур законодательства, и по информированию общественности о нашей деятельности.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Коррупция и борьба с ней – это актуальные проблемы современного общества, которые затрагивают всех. Цель нашей работы: улучшение законодательства и инициирование открытого конструктивного диалога между частным и государственным секторами. Мы приглашаем юристов принять участие в нашей работе».

В составе нашей группы партнеры ведущих юр. фирм, юристы НПП РК «Атамекен», юристы международных компаний, ведущие юристы-практики РК и ученые, профессионально занимающиеся правовыми вопросами данных отраслей права: Айжан Бижанова, Шырын Ордабаева — НПП РК «Атамекен», София Жылкайдарова, Перизат Нурланкызы, Анель Касабулатова — юридическая фирма «SIGNUM», Ольга Сафонова, Аида Даумбаева — компания SIEMENS, Мухит Елеуов – международная юридическая фирма «Kinstellar», Тимур Сулейманов — юридическая компания «Concord», ТОО «ANTIPIRATE», Валерий Чечулин – юридическая компания Unicase.

Мы обращаемся ко всем представителям юридического сообщества Казахстана, направлять нам свои замечания, предложения. Активно участвовать в организуемых нами обсуждениях с целью подготовки качественного АРВ, который может реально повлиять на развитие нашего законодательства.

-почему АРВ важно проводить на стадии принятия новых законов и какова роль такого анализа (АРВ ) для уже действующего законодательства?

Законы принимаются, потом дополняются и изменяются, а проблемы зачастую остаются нерешёнными. Почему? Может, в самих законах что-то не так? А может, и не надо было принимать закон, а попытаться решить проблему каким-то другим способом? Ответить на эти вопросы помогает метод Анализа регуляторного воздействия. По определению Организации Экономического Сотрудничества и Развития, это «…процесс определения проблем и целей регулирования, выбора альтернатив достижения этих целей, с целью исключения излишнего и необдуманного регулирования, и, с использованием научных и поддающихся последующей проверке техник, применяемых на всей имеющейся доступной информации, а также с учетом различных мнений, полученных в ходе консультаций, анализа издержек и выгод выбранных альтернатив…» [Dublin,2004]. Другими словами, под ОРВ понимается набор определённых средств, методик, способов, процедур, которые позволяют определённому государственному органу или чиновнику выработать адекватную политику и внедрить её. ОРВ появилась на волне административных реформ в западных странах в 80-90-х гг. и представляет собой разновидность оценки программ и политик.

В Казахстане с 2014 г. АРВ является обязательной процедурой при разработке нормативных актов, затрагивающих сферу предпринимательства. Предполагается, что в будущем процедура АРВ будет распространена на всё регулирование.

В Казахстане на практике специалисты АРВ уже не раз сталкивались с ситуацией при анализе новых законопроектов, что, на самом деле, он не решает проблемы и не позволяет достичь цели (которые, кстати говоря, в законопроектах часто и не обозначены), и принятие законопроекта в первоначальном драфте может привести к запутыванию ситуации и возникновению ненужных издержек как для гос.бюджета, так и для предпринимателей в РК. По результатам дискуссии участники АРВ после проведения общественных слушаний предлагают рекомендации по доработке законопроектов.

Наша задача состоит в том,  чтобы овладеть принципами и методикой АРВ,  приложить  усилия  к  тому,  чтобы  эти принципы и методика были признаны  в  качестве  обязательного  условия  подготовки  нормативных актов.  «Минимум вопросов»,  на которые процедура АРВ призвана дать ответ по методике ОЭСР, можно изложить в следующем списке:

1.     Какова проблема,  которую данный  акт  должен  решить,  каковы выгоды от предлагаемого решения в перспективе?

2.     Каковы затраты на соблюдение вводимой нормы (регламента), включая «невидимые» затраты времени и средств,  которые иначе ушли бы на достижение других целей?

3.     Каковы затраты государственных (или, шире — контрольных) и/или негосударственных органов и организаций на применение и контроль вводимой нормы (регламента), включая «невидимые» затраты времени и средств, которые иначе ушли бы на достижение других целей?

4.     Кто «выигрывает», кто «проигрывает», и откуда берутся ресурсы на применение данного регулятивного решения?

5.     Каковы альтернативные способы решения намеченной проблемы и почему они не работают; каковы выгоды и затраты от применения разных способов решения проблемы?

6.     Превосходят ли выгоды возможные затраты?

Предлагаемая процедура подготовки нормативных актов в полной мере будет эффективной только в том случае,  если  бизнес,  предприниматели займут активную позицию и потребуют выполнения всех предусмотренных АРВ процедур по отношению к разрабатываемым и уже существующим нормативным актам. Овладев методикой АРВ, бизнес сможет и должен сам оценивать предлагаемые проекты нормативных актов. Это необходимо для того, чтобы во время переговоров с государственными органами бизнес мог оперировать конкретными показателями эффективности последствий принятия предлагаемого нормативного акта. Бизнес должен иметь возможность выступить против в случае, если анализ показывает явные потери и неудобства, возникающие от принятия предлагаемого нормативного акта. Со временем в нашем обществе должна быть сформирована культура принятия законопроектов на основании АРВ. Бизнес и общество смогут со своей стороны оценитьпредлагаемый регулятивный акт, последствия его исполнения, так сказать, «примерить его на себя». Законодательное закрепление обязательности применения процедур АРВ и их качественное исполнение позволят нам жить в более предсказуемом мире со стабильным и понятным законодательством. Наша группа во многом способствует популяризации этих идей и внедрению их в жизнь.

Дата: Февраль 21, 2018